Заведующий

Димитриева Людмила Леонтьевна

Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)




Ссылки

Далее
Формирование навыка звукового анализа и синтеза. → страничка специалиста
Под звуковым анализом понимают определение порядка звуков в слове, определение характеристики каждого звука в слове. Современный метод, которым пользуются учителя начальной школы, воспитатели ДОУ, это звукобуквенный аналитико-синтетический метод. Это означает, что в процессе овладения чтением и письмом дети знакомятся сначала со звуками, а лишь затем с буквами, которые их обозначают. Ведь письмо - это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь. Данный метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слогов на звуки (анализ), и наоборот, объединение звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения.
Согласно аналитико-синтетическому методу обучения ребенок сначала осваивает навык анализа речи, а затем навык синтеза речевых единиц. То есть, для того чтобы грамотно писать и читать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова состоят из слогов, слоги из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка после того, как он учиться сливать, объединять звуки в слоги и слова.
Таким образом, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение и письмо легко и избежал в дальнейшем многих ошибок, его необходимо учить звуковому анализу и синтезу.
В свою очередь, звуковой анализ и синтез основывается на фонематическом восприятии. Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать фонемы (звуки речи) и определять звуковой состав слова. Нарушенное фонематическое восприятие тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза. В настоящее время у большого процента дошкольников наблюдаются фонематические нарушения. Без специального обучения, без помощи взрослых детям сложно освоить звуковой анализ и синтез. Задача логопеда и родителей – оказать детям максимальную помощь.
Часто взрослые, обучая ребенка звуковому анализу или чтению, допускают ошибки: путают понятия «звук» и «буква», предлагают для анализа или чтения слишком сложные слова и др. Для того, чтобы избежать таких ошибок, родителям необходимо владеть следующими знаниями.
* Для ребенка, который не умеет читать, слово состоит из звуков (а не из букв). Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим, читаем. В русском алфавите 33 буквы, а звуков – 42. В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Звуковой анализ слов часто отличается от написания слов. Слова, которые мы пишем и произносим по разному, не следует выбирать для звукового анализа, чтобы не создавать ребенку трудностей. При звуковом анализе слово представляется детям в виде цветной схемы. При составлении звуковых схем слов нужно опираться не на написание слова, а на его звучание и произношение. Например, в слове огурец первый звук (а), а в слове сад последний звук (т).
* Звуки русского языка делятся на гласные и согласные. Гласные звуки произносятся без преграды, в схеме обозначаются красным цветом. В русском языке 10 гласных букв, а главных звуков всего 6 (а, о, у, и, ы, э). Буквы я, е, ё, ю обозначают два звука, называются йотированными. На начальных этапах формирования звукового анализа детям не следует предлагать слова, содержащие йотированные гласные.
* Согласные звуки произносятся с преградой. Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Твердые согласные (п, к, т) обозначаются в схеме синим цветом, мягкие согласные (п’, к’, т’) обозначаются зеленым цветом. Большинство согласных звуков имеют пару по твердости – мягкости. Но есть согласные звуки, которые такой пары не имеют. Всегда твердые согласные – (ш, ж, ц), всегда мягкие – (ч, щ, й).
Важно соблюдать порядок анализируемых слов. Нужно помнить, что далеко не все слова можно предлагать ребёнку для выполнения звукового анализа. Даётся чёткая последовательность предъявляемых слов: слова из двух звуков (ау, ох), слова из трех звуков (рак, кит), слова из двух слогов (часы, мама), слова из одного слога со стечением согласных (стол, волк), слова из двух слогов (сумка), слова из трех слогов (собака).
Детям сложно усвоить такие понятия как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». На помощь приходят игры. Для детей дошкольного возраста игра имеет большое значение. Использование в учебном процессе игр и создание игровых ситуаций приводит к тому, что ребенок незаметно для себя, без особого напряжения приобретает определенные знания, умения, навыки.
Например, для того, чтобы научить ребенка определять наличие либо отсутствие звука в слове, можно использовать игры-звукоподражания. (Летят жуки и жужжат: жжж. Спой песенку жука. Улетели жуки, а их песенка осталась: жжж. Песенка жука осталась в слове жук. Послушай, как я спою эту песенку: жжжук. Спой песенку жука в других словах: жжжираф, лыжжжи, и др.)
Задача взрослых – сделать переход детей от игровой деятельности к учебной плавным и адекватным, чтобы радость игры перешла в радость учения.
Формирование навыка звукового анализа и синтеза.

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и слышим.
ГЛАСНЫЕ звуки не встречают преграды со стороны органов речи.
В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю
гласных звуков всего 6 : А, О, У, И, Ы, Э.
Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают 2 звука:
- в начале слова (яма /йама/)
- после гласных звуков (маяк /майак/)
- после Ъ и Ь (вьюнок /вйунок/)
я = й+а, ю = й+у, е =й+э , ё = й+о
Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

СОГЛАСНЫЕ звуки произносятся с преградой.
Согласные звуки делятся на Твердые и Мягкие, образуют пары:
например, [Б]– [Б`], [Т] – [Т`], [Л] – [Л`], П]– [П`], [Р] – [Р`], [З] – [З`], и др.
Не имеют парных звуков:
Всегда твёрдые согласные – [Ш], [Ж], [Ц].
Всегда мягкие согласные – [Ч], [Щ], [Й].

Согласный и гласный звуки образуют слог: АМ, СА, ОК, НЫ.

Формирование навыка звукового анализа и синтеза.
Последовательность звукового анализа
1. Произнеси слово и послушай его.
2. Произнеси слово по слогам. Сколько слогов в слове?
3. Произнеси слово так, чтобы выделить первый звук в слове, назови его отдельно.
Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)
4. Обозначь выделенный звук фишкой.
5. Произнеси слово так, чтобы выделить второй звук в слове, назови его отдельно.
Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)
6. Обозначь выделенный звук фишкой.
7. Произнеси слово так, чтобы выделить третий звук в слове, назови его отдельно. и т.д.
8. Произнеси слово по фишкам.

Слова для звукового анализа
• Ум, ус, ах, ох.
• Рак, мак, лук, мир, час, дом, сом, сыр, рис, пир, бор, кот.
• Аист, утка, овцы, ива, уши.
• Мама, рама, ваза, гуси, шуба, мыло, ножи, часы.
• Стол, слон, кран, грач, стул, шкаф, план, плот, врач, волк, торт, март, зонт, куст, лист.
• Сумка, кошка, палка, лампа, мишка, мышка.
Корова, лопата, солома, ворона, сорока, Марина, собака, Никита.


Учитель – дефектолог Исаева О. Р.

Автор новостиadmin1Теги новости
 (голосов: 0)
Опубликовано: 15-03-2013, 11:35 Просмотров: 2108
Похожие публикации: