На главную

Вперёд

Назад

 

 

Наша педагогическая копилка

Конспект занятия по формированию цветовосприятия и цветоразличения

у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста:

«Белая сказка».

 

Учитель-дефектолог

Охапкина Г.А.

 

Цель:

Закрепить у детей представления о белом цвете.

 

Задачи:

Обучающие:

1.     Закрепить умения отличать белый цвет от других цветов.

2.     Закрепить знания детьми ранее изученных цветов.

3.     Обучать использованию прилагательного белый в речи, согласованию его с существительными в роде, числе, падеже.

Развивающие:

1.     Развивать зрительное и слуховое восприятие.

2.     Развивать память, внимание.

3.     Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.

4.     Развивать координацию слова с движением.

Воспитательные:

1.     Воспитание длительного плавного выдоха.

2.     Воспитывать интерес детей к работе с цветом, аккуратность в работе.

 

Оборудование:

Демонстрационное:

  Иллюстрация к «Белой сказке». Контурные изображения предметов (помидор, огурец, солнце,  колокольчик, ёлочка, яблоко). Наборное полотно, белое покрывало, предметы белого цвета в окружающей обстановке: настольная лампа, чайная пара, халат, игрушки.

Раздаточный материал:

Конверты для игры «Кто быстрее?», теневое изображение зайца, белила, штампы для раскрашивания, индивидуальные фланелеграфы.

 

 

 Ход занятия:

 

1.  Организация начала занятия:

– Сегодня мы с вами отправимся в новое путешествие по цветным сказкам. Но сначала давайте вспомним, в каких цветных сказках мы уже побывали?

                (жёлтой, красной, зелёной и синей)

   –  Правильно! А давайте поиграем в игру «Подбери цвет». Достаньте из конвертов разноцветные кружки, разложите их перед собой. Сейчас я буду показывать контуры предметов, а вы должны догадаться, что это за предмет и правильно подобрать к нему цвет.

          Дети поднимают кружки красного, синего, зелёного и жёлтого цвета.

   – Молодцы вы правильно подобрали цвет к каждому предмету.

 

2.  Развитие координации слова с движением, воспитание длительного плавного выдоха:

–  Итак, мы хотим попасть в новую цветную сказку? Для этого вспомним упражнение

                                                         «Снежинка»

Кружатся снежинки

В воздухе морозном.    (Кружатся на носочках)

Падают на землю         (Медленно приседают, руками

Кружевные звёзды.     показывают плавное падение снежинок)   

Вот одна упала             ( Встают, ловят воображаемую

На мою ладошку.        снежинку на ладошку)

Ой, не тай, снежинка,   ( Бережно прикрывают «снежинку»

Подожди немножко.     на ладони другой ладошкой.)

 

- Давайте подуем на снежинку, чтобы она не растаяла.

 

3.     Развитие слухового внимания.

 

–  Вот мы и попали в «Белую сказку». Здесь всё волшебное. Волшебный снег совсем не холодный. Давайте сядем на снег и послушаем сказку.

 

 

 

 

Белая сказка.

 

 Утром девочка проснулась и увидела, что в комнате необыкновенно светло. Она вскочила с кровати, подбежала к окну и ахнула.

  За окном всё было БЕЛЫМ. Ночью выпал первый снег и покрасил всё вокруг в БЕЛЫЙ цвет. Пушистый БЕЛЫЙ ковёр лежал на земле, мохнатые БЕЛЫЕ шапки на деревьях. БЕЛЫМИ платками покрылись крыши домов. Посреди двора на БЕЛОМ снегу сидел БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ кот. А в воздухе кружились БЕЛЫЕ снежинки.

  Девочка быстро оделась и побежала во двор. Из БЕЛОГО снега она слепила БЕЛУЮ снежную бабу.

 

4. Развитие грамматического строя речи, обучение согласованию прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

 

 –  В какой сказке мы побывали?

                (В «Белой»)

- Почему она так называется?

             (Потому что в ней всё было белым)

- А почему в ней всё было белым?

         (Потому что выпал первый снег)

- Где был снег? С чем он сравнивается?

 (Белый ковёр на земле, белые шапки на деревьях, белые платки на крышах домов, белый кот, белая снежная баба).

 

5. Развитие мышления, зрительного внимания, мелкой моторики.

 

- А вы хотите смастерить снежную бабу? Тогда проходите за парты. Давайте проведём соревнование «Кто быстрее?»

(Дети получают конверты, в которых находятся вырезанные из бумаги детали: 5 белых кругов, красная морковка, зелёное ведро, жёлтая метла).

- Выберите самый большой белый круг и т.д.

- Молодцы! Очень быстро справились с заданием. А самый быстрый сегодня был …

 

6. Обучение умению отличать белый цвет от других цветов, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

 

- Какого цвета ваши снежные бабы?

   (Они белые).

- Сколько белых кругов?

   (Пять белых кругов)

- Чем круги похожи? Чем различаются? Найдите два одинаковых по размеру круга.

   (Это руки снежной бабы).

- Какие у ваших баб вёдра на головах?

  (Зелёные вёдра)

- А какие носы?

   (Красные носы)

- Какие у них мётлы?

  (Жёлтые метлы).

- Чем отличаются ваши снежные бабы от бабы из «Белой сказки»?

  (У наших баб нет синего шарфа).

 

7.Формирование умения находить предметы белого цвета в окружающем пространстве.

 

- Вы хорошо потрудились, слепили снеговиков, рассказали мне про них. Теперь давайте немного отдохнём: выйдем на середину комнаты, внимательно посмотрим вокруг и найдём  предметы белого цвета.

  (Ответы детей)

 

 

8. Развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия на материале теневого изображения предметов.

 

- Молодцы, ребята! Возвращаемся за парты. Там вас ждёт ещё одно задание.

- Посмотрите на фотографии. Ой, что-то случилось, и вместо фотографии осталась одна только тень. 

- А вы сможете узнать  по тени, кто это? Попробуем. Какого цвета  бывает заяц зимой? Почему?

  (Белого цвета. Ему легче прятаться от врагов).

- А чем мы можем раскрасить тень, чтобы получилась фотография?

  (ответы детей)

- Возьмите штампики, белую краску и раскрасьте тень зайца так, чтобы не осталось черных пятен, чтобы зайчик стал незаметным на снегу.

- Молодцы!

 

9. Организация окончания занятия.

 

- Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось занятие? А что запомнилось больше всего?

- Молодцы! Все свободны!